Приведем
один конкретный пример импульсивной личности.
Н, Ц., педагог, высококультурная среда уже в детстве способствовала пробуждению
и развитию в ней высоких моральных
тенденций. Семья была большая. Она с детства вращалась среди взрослых. Редко бывала в кругу товарищей. В семье
собирались местные общественные деятели. Она слушала их беседы, главным образом, касавшиеся общественных вопросов.
Она часто завидовала взрослым, их
знаниям и умению рассуждать о высоких материях. Под влиянием окружающей среды в ней с детства фиксировалась
готовность служить высоким ценностям.
Она много читала, увлекаясь художественной литературой, любила Толстого,
Пушкина, Байрона. Общество взрослых и чтение способствовали еще большему отчуждению ее от товарищей, развитию
тенденции к одиночеству и наслаждению
миром пустых грез. Еще ярче выразились
эти тенденции в пубертатный период. С этого времени в ней зародилось стремление к осуществлению своей мечты,
моральных тенденций на практике.
Она мечтала о совершении поступка, могущего
удовлетворить ее высокие моральные
потребности, о добрых делах, которые могли вызвать всеобщее удивление. Отсутствие возможности осуществить свои мечты вызвало в ней острые
переживания, о которых она писала в
дневнике. В настоящее время она также обуреваема этими тенденциями, ищет в
книгах ответы на морально-этические
проблемы, занимающие ее. У нее есть сильная
потребность поделиться своими острыми переживаниями, возникшими на почве каждодневных взаимоотношений, но она
стесняется, боится встретить непонимание. Поэтому она ищет других путей для разрядки от этих переживаний. Человек сильных аффектов, она с трудом
сдерживает себя.
Она способна быстро дать противнику ответ. Такая реакция часто причиняет ей много неприятностей. Она искренне переживает людское горе, вечно занята общественными делами, борется за урегулирование чужих дел, часто смело выступает в защиту несправедливости, по ее мнению, обиженных людей. Например, в школе сняли с работы педагога. Наша испытуемая сочла это несправедливым и категорически потребовала восстановления преподавателя.
Пыталась бороться,
но, не добившись справедливости, сама демонстративно оставила школу. Такой поступок был обусловлен совершенно искренним сочувствием, тенденцией
протеста против несправедливости. В
данном случае, и вообще всякий раз,
когда она предпринимает такие шаги, ей не требуется активации воли, приведения в действие акта
решения. Перед нею не встает
проблема—стоит ли вступаться за обиженного.
Она
тут же загорается желанием выступить против несправедливости и начинает
действовать по преимуществу под влиянием
импульсов. Она систематически помогает родным и близким: воспитывает детей родственников, проявляя при этом излишнюю заботливость, делится заработком.
Однако достаточно небольшой
неприятности, чтобы она почувствовала в близком человеке своего врага.
Она не
прощает ни малейшего оскорбления и
всегда стирается отплатить. Однажды
ее обидел директор школы, пользовавшийся большим ее уважением. Обида превратилась в чувство глубокого
оскорбления, она потребовала от
директора школы публичного извинения и после его отказа хотела покончить с
собой (повеситься).
Она самозабвенно любит родину, полна жажды служения
народу, без внутренних конфликтов отдает предпочтение общественному
перед личным. В продолжение многих лет она работала
преподавательницей в самом отдаленном и отсталом районе, только
потому, что этим удовлетворяла в себе потребность служения
народу.
Испытуемая отмечает, что ни одному значительному шагу
в ее жизни не предшествовало напряженное предварительное
решение, борьба мотивов. Она прямо, без плана начинала
действовать и старалась довести начатое дело до конца. Переключение ей дается с
трудом, ее характеризует упрямство,
беспрекословное следование импульсам установки. Она не планирует своей будущей работы, у нее много
начатых и незавершенных дел.
Испытуемая так характеризует свое состояние:
«Я больше следую за своими чувствами, желаниями, нежели за разумом и всегда делаю то, что подсказывает мне чувство, больше доверяя своему сердцу».
Однако, у нее бывает чувство, будто
она никогда не достигает цели. Для нее характерны сильные переживания
недостаточности. Вечно ее что-то беспокоит, тревожит, мучит чувство неуверенности.
«... Мне все кажутся сильнее себя», -
говорит она. Она большая энтузиастка, но действия ее
сопровождаются сомнениями, неуверенностью, внутренними конфликтами. «По природе
я человек слабый, во мне нет ничего цельного и законченного,
я недовольна собой. Будь у меня сильная воля, моя жизнь пошли бы иначе", -
говорит она. В то же время она упряма, не расстается с навязчивой
идеей; тяжело переживает неосуществимость своих стремлений,
ищет выхода. Она написала много анонимных писем известным общественным
деятелям, в одних она беспощадно порицала за измену служению
высоким идеям, других просила разъяснить через прессу целый ряд в общем - социальных и
этических проблем.
Из переживаний, направленных к другим, исключительно интересно проявление ею любви. Влюбившись в писателя и общественного деятеля, никогда не видавши его, она пишет ему анонимные письма, только не о любви, а о вопросах этики. Просит ответить относительно проблемы жизни и смерти.
Наконец, открывается ему в любви, однако, встретиться с ним и не думает. Спустя
несколько лет она увлеклась одним
больным туберкулезом, общественным деятелем, но не признавалась ему в любви. Беседы с ним были ей
приятны. Он объяснился ей в любви, но она оставила его слова без ответа, даже обиделась и уехала в глухой район, где работала с
самозабвением.
Над таким поведением ей не пришлось долго думать, она следовала своим импульсивным
потребностям, вне всякой борьбы между мотивами. В своей глуши она уз-нала, что ее друг лежит тяжело больной туберкулезом
в одном из приморских городов. Она
отправилась к нему, самоотверженно
ухаживала за больным, потом привезла к себе в деревню. В продолжение шести лет она не отходила от постели
больного. Вышла за него замуж перед его смертью и клялась покончить с собой, как только его не станет.
Достала яд. Муж перед смертью попрощался с женой и
матерью, оставив пространное
завещание. «Я бросилась к яду, но свекровь
успела его спрятать. Меня объяла скорбь. В последнюю минуту захотела прочесть завещание. В нем он
просил жить, хранить память о нем и
призывал бороться за общественные цели, доказывая бессмысленность
смерти. Я тоже сочла самоубийство
аморальным поступком. Решение о самоубийстве было побеждено желанием жить,
пробудившимся чувством долга». После этого, в третий раз, она сильно
увлеклась известным общественным деятелем.
Его публичное выступление привело ее
в восторг, беседы с ним пленили ее. В течение многих лет ее приводила в восторг его личность. Были и другие увлечения. Она способна на настоящую
ненависть, испытывает презрение к
некоторым людям. Она ненавидит тех, кто изменяет человеческой морали, верит в высокое назначение человека. В то же время она завистлива и подозрительна, и не
скрывает этого, любит говорить правду в лицо, беспощадна, ядовита и цинична.
Она часто меняет отношение к одному и тому же человеку, вообще же всегда экспансивна.
Ее переживания ярко отражаются на ее лице, ей не удается скрыть
внутреннее волнение. Вообще она
человек живой, возбужденно подвижный.
В настоящее время она с энтузиазмом работает на трудном участке фронта просвещения (дефектология). Общественность регулирует ее экспансивное
поведение, и она — организованная,
полная высоких порывов—пользуется в
своем кругу большим уважением.