09.02.2008 / Категория: Характер и установка / Просмотры: 1082 / Добавил: bratella

Приведем один конкретный пример импульсивной лич­ности. Н, Ц., педагог, высококультурная среда уже в детстве способствовала пробуждению и развитию в ней высоких моральных тенденций. Семья была большая. Она с детства вра­щалась среди взрослых. Редко бывала в кругу товарищей. В семье собирались местные общественные деятели. Она слу­шала их беседы, главным образом, касавшиеся общественных вопросов.

Она часто завидовала взрослым, их знаниям и умению рассуждать о высоких материях. Под влиянием окружающей среды в ней с детства фиксировалась готовность служить высоким ценностям. Она много читала, увлекаясь художественной литературой, любила Толстого, Пушкина, Байрона. Общество взрослых и чтение способствовали еще большему отчуждению ее от товарищей, развитию тенденции к одиночеству и наслаждению миром пустых грез. Еще ярче выразились эти тенденции в пубертатный период. С этого времени в ней зародилось стремление к осуществлению своей мечты, моральных тенденций на практике.

Она мечтала о совершении поступка, могущего удовлетворить ее высокие мо­ральные потребности, о добрых делах, которые могли вызвать всеобщее удивление. Отсутствие возможности осуще­ствить свои мечты вызвало в ней острые переживания, о ко­торых она писала в дневнике. В настоящее время она также обуреваема этими тенденциями, ищет в книгах ответы на морально-этические проблемы, занимающие ее. У нее есть сильная потребность поделиться своими острыми пережива­ниями, возникшими на почве каждодневных взаимоотноше­ний, но она стесняется, боится встретить непонимание. По­этому она ищет других путей для разрядки от этих пережи­ваний. Человек сильных аффектов, она с трудом сдерживает себя.

Она способна быстро дать противнику ответ. Такая реакция часто причиняет ей много неприятностей. Она искрен­не переживает людское горе, вечно занята общественными де­лами, борется за урегулирование чужих дел, часто смело вы­ступает в защиту несправедливости, по ее мнению, обижен­ных людей. Например, в школе сняли с работы педагога. Наша испытуемая сочла это несправедливым и категоричес­ки потребовала восстановления преподавателя.

Пыталась бороться, но, не добившись справедливости, сама демонстративно оставила школу. Такой поступок был обусловлен совершенно искренним сочувствием, тенденцией протеста про­тив несправедливости. В данном случае, и вообще всякий раз, когда она предпринимает такие шаги, ей не требуется активации воли, приведения в действие акта решения. Перед нею не встает проблема—стоит ли вступаться за обиженного.

Она тут же загорается желанием выступить против неспра­ведливости и начинает действовать по преимуществу под влиянием импульсов. Она систематически помогает родным и близким: воспитывает детей родственников, проявляя при этом излишнюю заботливость, делится заработком. Однако достаточно небольшой неприятности, чтобы она почувствова­ла в близком человеке своего врага.

Она не прощает ни ма­лейшего оскорбления и всегда стирается отплатить. Однаж­ды ее обидел директор школы, пользовавшийся большим ее уважением. Обида превратилась в чувство глубокого оскор­бления, она потребовала от директора школы публичного из­винения и после его отказа хотела покончить с собой (пове­ситься).

Она самозабвенно любит родину, полна жажды служе­ния народу, без внутренних конфликтов отдает предпочтение общественному перед личным. В продолжение многих лет она работала преподавательницей в самом отдаленном и от­сталом районе, только потому, что этим удовлетворяла в себе потребность служения народу.

Испытуемая отмечает, что ни одному значительному ша­гу в ее жизни не предшествовало напряженное предварительное решение, борьба мотивов. Она прямо, без плана начина­ла действовать и старалась довести начатое дело до конца. Переключение ей дается с трудом, ее характеризует упрям­ство, беспрекословное следование импульсам установки. Она не планирует своей будущей работы, у нее много начатых и незавершенных дел.

Испытуемая так характеризует свое состояние: «Я больше следую за своими чувствами, желания­ми, нежели за разумом и всегда делаю то, что подсказывает мне чувство, больше доверяя своему сердцу». Однако, у нее бывает чувство, будто она никогда не достигает цели. Для нее характерны сильные переживания недостаточности. Веч­но ее что-то беспокоит, тревожит, мучит чувство неуверен­ности.

«... Мне все кажутся сильнее себя», - говорит она. Она большая энтузиастка, но действия ее сопровождаются сомнениями, неуверенностью, внутренними конфликтами. «По природе я человек слабый, во мне нет ничего цельного и за­конченного, я недовольна собой. Будь у меня сильная воля, моя жизнь пошли бы иначе", - говорит она. В то же время она упряма, не расстается с навязчивой идеей; тяжело пере­живает неосуществимость своих стремлений, ищет выхода. Она написала много анонимных писем известным обществен­ным деятелям, в одних она беспощадно порицала за измену служению высоким идеям, других просила разъяснить через прессу целый ряд в общем - социальных и этических проб­лем.

Из переживаний, направленных к другим, исключительно интересно проявление ею любви. Влюбившись в писателя и общественного деятеля, никогда не видавши его, она пишет ему анонимные письма, только не о любви, а о вопросах эти­ки. Просит ответить относительно проблемы жизни и смерти.


Наконец, открывается ему в любви, однако, встретиться с ним и не думает. Спустя несколько лет она увлеклась одним больным туберкулезом, общественным деятелем, но не признавалась ему в любви. Беседы с ним были ей приятны. Он объяснился ей в любви, но она оставила его слова без от­вета, даже обиделась и уехала в глухой район, где работала с самозабвением.


Над таким поведением ей не пришлось дол­го думать, она следовала своим импульсивным потребностям, вне всякой борьбы между мотивами. В своей глуши она уз-нала, что ее друг лежит тяжело больной туберкулезом в од­ном из приморских городов. Она отправилась к нему, самоот­верженно ухаживала за больным, потом привезла к себе в деревню. В продолжение шести лет она не отходила от пос­тели больного. Вышла за него замуж перед его смертью и клялась покончить с собой, как только его не станет.


Достала яд. Муж перед смертью попрощался с женой и матерью, оставив пространное завещание. «Я бросилась к яду, но свек­ровь успела его спрятать. Меня объяла скорбь. В последнюю минуту захотела прочесть завещание. В нем он просил жить, хранить память о нем и призывал бороться за обще­ственные цели, доказывая бессмысленность смерти. Я тоже сочла самоубийство аморальным поступком. Решение о са­моубийстве было побеждено желанием жить, пробудившимся чувством долга». После этого, в третий раз, она сильно увлеклась извест­ным общественным деятелем.


Его публичное выступление привело ее в восторг, беседы с ним пленили ее. В течение многих лет ее приводила в восторг его личность. Были и дру­гие увлечения. Она способна на настоящую ненависть, испытывает през­рение к некоторым людям. Она ненавидит тех, кто изменяет человеческой морали, верит в высокое назначение человека. В то же время она завистлива и подозрительна, и не скрыва­ет этого, любит говорить правду в лицо, беспощадна, ядови­та и цинична. Она часто меняет отношение к одному и тому же человеку, вообще же всегда экспансивна.


Ее переживания ярко отражаются на ее лице, ей не удается скрыть внутрен­нее волнение. Вообще она человек живой, возбужденно под­вижный. В настоящее время она с энтузиазмом работает на трудном участке фронта просвещения (дефектология). Об­щественность регулирует ее экспансивное поведение, и она — организованная, полная высоких порывов—пользуется в своем кругу большим уважением.

Комментарии (0):
avatar
Сайт управляется системой uCoz