Аналогичные
наблюдений мы производили и над другими испытуемыми этого же
типа. Результаты подучены везде одни и те же. У всех имеются
какие-то фиксированные глубокие эмоции, «комплексы» переживании, и все вокруг
измеряется под углом, с позиций этих эмоций. Редко субъект переживает
удовольствия: в этих случаях в нем говорит какой-то внутренний голос,
сводящий на нет это переживание и утверждающий,
что все это суета и ничего этого не нужно.
Этот внутренний голос—продукт
до крайности развитой объективации - делает
невозможным всякое непосредственное переживание, и поэтому
преобладающею формою чувств этих лиц становится
неудовольствие. Оно непрерывно нарушает гармонию их внутреннего мира. Если бы они отдавались своим интимным
импульсам непосредственно и жизнь их протекала
бы, не отражаясь специально в их сознании, не было бы тяжелых внутренних конфликтов, Но этого не
наблюдается.
Сознание постоянно стоит на страже своих собственных переживаний, объективирует их и, передавая субъекту,
дает ему возможность воспринять их
сквозь призму своих зафиксированных
эмоций и, таким образом, всегда отвергает их. Так вырастает вечно отрицательное отношение этих
субъектов ко всем событиям жизни, их
нигилизм и пессимизм.
Мы
не утверждаем, что внешнее поведение такого человека не отличается
от поведения других людей, что его поведение не характеризуется
своеобразием. Не только между характерологически различными людьми, но и между
поведением людей с однородным характером наблюдаются различия.
Это не требует доказательств. Мы только подчеркиваем,
что между миром переживаний, самой интимной стороной его личности, и действием
такого субъекта лежит пропасть.
Переживания его асоциальны, действие —
поведение вполне социально. Мы не утверждаем, что его субъективный мир не выявляется в поведении. Это, конечно, невозможно.
Наблюдая его стиль жизни,
прослеживая всю историю его жизни, мы
видим особенности, которые, быть может, являются характерными для такой
личности. Что в повседневной жизни проявляется
бледно, не столь заметно, отчетливо выступает в стиле его жизни и, в частности, в критические моменты жизни.
Дружба, любовь, ненависть, симпатии, труд,
аффекты, особенности тенденции
социальности и многие другие свойства,
своеобразно данные в личности такого субъекта, формируют особый облик этого человека. В его биографии
мы находим странные поступки,
непонятные выступления, аффекты без
мотивации, самозабвенную борьбу за высокие цели, обусловленные витальными потребностями действия и
многое другое. Здесь мы хотим подчеркнуть несоответствие внутреннего и внешнего конфликта, как бы являющегося менее
или вовсе нехарактерным для людей
других типов.
Если представить на один
момент, что таковой субъект дал бы объективное
выражение всем собственным переживаниям в соответствующих моторных актах, мы получили бы какую-то кошмарную
картину. Если внутренний мир этого человека нашел бы отражение в проявляемом им поведении, мы столкнулись бы с
асоциальным человеком; однако рассматриваемый субъект по поведению своему вполне социален. Его поведение целиком приспособлено к внешней среде,
вполне целесообразно. Где же искать
причину этого. Конечно, в способности
объективации и в воле личности, в особенности в своеобразии течения
волевого акта, являющемся основой характера
личности.
Когда личности не удается сдерживать с помощью воли естественные тенденции,
проявляется импульсивное действие, часто
совершенно несоответствующее ситуации; начинаются странные действия, придающие течению жизни
личности своеобразный оттенок. У субъекта возникает необходимость
осмыслить поведение, продумать все до мельчайших подробностей, придать исключительную действенность подготовительному периоду, выбору, мотивации.
Ему часто
приходится принимать решение. Процесс
решения болезненный, длительный и
шаткий. Переживание в момент принятия решения лабильно, полно сомнений, беспокойства. Акт решения всегда сопровождается интенсивными неприятными
переживаниями. Но после того как
решение принято, субъект действует
энергично, только эти энергичные действия излишне возбуждены, болезненны. Процесс деятельности неприятен, Постоянно мучат сомнения в правильности собственных действий.
Процесс деятельности полон амбивалентных эмоций. Субъект поглощен делом. В это время он никого не видит, мир для него не существует. Ради дела он забывает о
ceбе. Мешать ему в процессе
работы - значило бы причинять неприятность.
Исключительную трудность представляет переключение, приспособление к новой ситуации. Переключение установки
болезненно и часто становится для него
невозможным.
|
Таковая личность имеет сильную склонность к импульсивному
поведению. И это импульсивное поведение протекает под знаком
конфликта. Ее действия энергичны и тверды; добиваясь удовлетворения своих
желаний, внутреннего признания, она выявляет большую силу. Лишь,
сдерживание собственных природных наклонностей вызывает в
ней сильные конфликты. Для нее характерны трудность принятия решения, слабое переживание
возможности его реализации, чувство
безнадежности, слабая очерченность плана действия, но в то же время энергичное действие, выявление
большой энергии, упрямство,
трудность приспособления к новой ситуации и вынесения нового решения.
Внутренняя раздвоенность подавляет силу их воли. Когда они решают, как
поступить в том или ином случае, то
никогда не бывает, чтобы это решение
было твердым и окончательным. Им постоянно приходится подтверждать его и таким образом наращивать
свою энергию. При этом они
отворачиваются от настояний природы импульсов
и, отдаваясь требованиям воли, одновременно скептически наблюдают за ее деятельностью. Так протекает доступная наблюдению их социальная жизнь. Как бы ни были остры происходящие в личности
конфликты, регулятором проявляемого
действия личности всегда является воля. В основном только воля делает
возможным её нормальное поведение.
Среди тенденций, стимулирующих противоречивые
действия, в раздвоенной личности почти всегда
побеждает тенденция социальности, хотя это переживается личностью очень болезненно и тяжело.