04.01.2013 / Категория: Клиническая психология / Просмотры: 2048 / Закачки: 371 / Добавил: bratella
[ Скачать с сервера (12.01Mb) ]

глава 1. Клиническая психология: предмет, теория и смежные специальности

Предмет клинической психологии

Профессиональные знания, навыки и этические нормы

Сфера деятельности, клиенты и методы работы

Джереми Шерман

Мэри Лопес

Джеймс Старки

Комментарии

Краткая история клинической психологии

I. Период раннего развития

II. Период консолидации

III. Период бурного развития

IV. Период проявления противоречивых тенденций развития и усиления специализации

V. Современный период и перспективы будущего развития

Смежные специальности

Четыре основные специальности, связанные с охраной психического здоровья

Парапрофессионалы

Специалисты, имеющие степень магистра в сфере охраны психического здоровья

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

глава 2. Психологические знания о человеческой природе: теоретические основы клинической психологии

Четыре фундаментальных теоретических подхода

Системы — биологическая, психологическая, социополитическая

Стресс и копинг (преодоление стресса)

Хронология и индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного цикла

Человеческое Я, возможности и выбор

Пять основных ориентации, используемых в клинической практике

Ориентация на естественную помощь (традиционную медицину)

Лечебная ориентация

Научающая ориентация (обучающая, ориентация на научение)

Ориентация на личностный рост

Экологическая ориентация

Три основные психологические традиции и их ведущие представители

Психодинамическая традиция — Фрейд

Поведенческая и когнитивная традиции — Скиннер и Эллис

Гуманистическая традиция — Роджерс

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 3. Помогая, не навреди: проекты, решения, этика

Primum поп посеге — «первая заповедь» клиницистов

Факторы, влияющие на решение о проведении вмешательства

Установки и ожидания, связанные с проведением вмешательств

Основные ориентации, использующиеся при планировании и проведении вмешательств

Важность выбора оптимального

метода лечения

Учет возможных побочных эффектов

Диагностика — проблемы классификации

Цели вмешательства: планы и контракты

Разработка плана

Неопределенность целей

Осуществление плана — управление процессом вмешательства

Как избежать искажений и предвзятости

Истоки искажений и предвзятости: финансовые аспекты, объем рабочей нагрузки и личностные факторы

Переоценка собственных способностей к прогнозированию

Этика: Рекомендации по эффективной и безопасной клинической практике

Этический кодекс Американской психологической ассоциации

Другие официальные своды правил

Действительно ли этические кодексы содействуют клиницистам в стремлении помочь, не навредив?

Роль этики в развитии профессионального самосознания

Резюме

Рекомендуемая литература

и источники

Глава 4. Клиническое обследование и тестирование: инструменты для сбора информации

Цели клинического обследования

Процесс принятия решения

Создание рабочего образа или рабочей модели

Проверка гипотез

Процесс обследования в действии

Влияние процесса оценки на выбор

и использование клинических инструментов

Основные методы: интервьюирование и наблюдение

Навыки интервьюирования

Типичные стадии клинических интервью

Типы интервью

Наблюдение

Тесты и психологическое тестирование

Введение в психологическое тестирование

Проблемы, связанные с конструированием тестов

Проведение тестов

Тесты способностей и когнитивного функционирования

Тестирование интеллекта

Церебральная недостаточность и дисфункция

Тесты общих достижений и способностей

Тесты личности и социоэмоционального функционирования

Отдельные и специализированные шкалы и опросники

Проективные техники

Другие сферы обследования и проблемные области

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 5. Использование информации полученной в ходе обследования: интерпретация и коммуникация

Влияние различных факторов на заключительные фазы обследования

Основные ориентации клинических обследований и

Составлении заключений

Осмысление — клиническая интерпретация и клиническое заключение

Отбор наиболее важной информации

Образчик, коррелят и признак:

уровни интерпретации

Клиническое заключение

Вспомогательные средства интерпретации — количественные и компьютеризированные

Источники количественной информации, подлежащей интерпретации

Компьютерная интерпретация тестов

Клинические ресурсы в противовес статистическим

Сообщение полученных данных

Составление отчета

Этические аспекты составления отчета

Проблемы, возникающие при составлении отчетов

Комментарии

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 6. Подотчетность: исследования и оценка

Что такое подотчетность?

Расширение сферы клинических знаний

Обучение на собственном опыте

Контекст обоснования и контекст открытия

Исследование в клинической психологии

Потребители и производители исследований

Место обследования в исследованиях общего характера

Аспекты исследования, касающиеся лечения и профилактики

Оценка программ

Оценка процесса и оценка результатов

Формирующая и суммирующая оценки

Исследование, оценка и социальная политика

Комментарии

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 7. Введение в формы вмешательства:

психотерапия и консультирование

Природа и задачи психологического

вмешательства и терапии

Что такое психотерапия?

Разновидности психодинамической терапии

Эволюция воззрений Фрейда

Первые ответвления фрейдовского

психоанализа — Юнг, Адлер, Хорни

и Салливен

Последующие достижения

психодинамической мысли

Теория привязанности

Комментарии, касающиеся

психоаналитической и психодинамической

терапии

Разновидности поведенческой

и когнитивно-поведенческой терапии

Классическое обусловливание

Оперантное обусловливание

Комментарии, касающиеся бихевиоральной

и когнитивно-бихевиоральной терапии

Разновидности гуманистической терапии

Эволюция «третьей силы»

Терапия, центрированная на клиенте, или

персоноцентрическая терапия

Гештальт-терапия

Трансперсональная психология

Комментарии, касающиеся гуманистической

терапии

Другие терапевтические подходы

Сходства, различия, эклектизм и интеграци

онные формы терапии

Консультирование по вопросам развития

Непрерывная эволюция консультирования

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 8. Работа с детьми: вмешательства в различной среде

Уникальные аспекты работы с детьми: Учет развития при определении отклонений и необходимости вмешательства

Возраст как фактор, требующий учета при характеристике психологического приспособления

Детям — свою диагностическую систему?

Стойкость детских расстройств

Различные модели оказания услуг при работе с детьми

Аспекты развития

Контекстуальные аспекты

Психологические и психиатрические услуги на базе школы

Специальное обучение и услуги для учащихся с ограниченными возможностями

Особые соображения касательно аспектов развития и контекста: этические и правовые вопросы

Требования к специализированным навыкам и подготовке к работе с детьми

Краткая история специальностей в профессиональной психологии, связанных с обслуживанием детей, подростков и их семей

Клиническая детская психология

Школьная психология

Психологи, специализирующиеся в охране здоровья детей: педиатрическая психология и педиатрическая нейропсихология

Педиатрическая психология

Педиатрическая нейропсихология

Комментарии

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 9. Работа со взрослыми: поиск эффективных вмешательств для индивидов и групп

Индивидуальная психотерапия — вариативность и унифицированность

Эффективна ли индивидуальная психотерапия для взрослых

Индивидуальная психотерапия как альтернатива фармакотерапии

Индивидуальная психотерапия: Довольны ли потребители?

Влияние участников на процесс: Особенности терапевта и клиента

Особенности терапевта

Особенности клиента, способные повлиять на терапевтический успех

Психотерапевтические вмешательства на примере отдельных расстройств

Тревожные расстройства

Депрессия

Шизофрения

Комментарии по поводу индивидуальной терапии

Группы

Групповая психотерапия

Психодрама и ролевые игры

Когнитивно-поведенческие структурированные учебные группы

Группы самопомощи

Психообразовательные и другие группы

Насколько эффективна групповая терапия?

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 10. Работа с престарелыми: приведение вмешательств в соответствие с процессами старения

Общество и старение

Демографические сведения

Специализация в клинической геронтопсихологии

Психопатология у престарелых

Депрессия

Тревога

Деменция

Другие проблемы, могущие являться предметом клинического вмешательства

Психологические вмешательства

Обследование: сензитивность к проблемам старения

Психотерапия: общие замечания об адаптациях и эффективности

Психотерапия для престарелых

Обычные адаптации

Психологические вмешательства в контексте междисциплинарных команд

Комментарии

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 11. Учет соматических факторов Психология здоровья, нейропсихология и медикаментозное лечение

Психология здоровья

Что такое здоровье и психология здоровья?

Биологические, психологические и социальные факторы, влияющие на здоровье и заболевания

Генетика

Стресс, социальная поддержка и копинг

Оценка в психологии здоровья

Начало и поддержание лечения

Психологические лечебные процедуры

Боль и междисциплинарный характер психологии здоровья

Психология здоровья и профилактика

Нейропсихология

Что такое нейропсихология?

Немного об основах нейроанатомии

Нейропсихологическая оценка

Психофармакология

Взаимодействие нейротрансмиттеров с рецепторами

Типы нейротрансмиттеров

Вопросы психофармакологической эффективности

Нейротрансмиттерные системы

Комментарии

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

глава 12. Судебная психология: иенение психологии в системе спруденции

определение судебной психологии

терминология

процессуальная схема классификации для судебной психологии

Следственная судебная психология

Процессуальная судебная психология

Превентивная судебная психология

Этические и правовые вопросы при судебных психологических характеристиках

Кто является клиентом судебного психолога?

В зале суда

Научная строгость

комментарии

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 13. Работа с малыми системами: семьи и пары

Показания и противопоказания к семейной терапии

Краткая история семейной терапии

Некоторые основные концепции и принципы

Разновидности семейной терапии

Психологическая семейная терапия по Боуэну

Коммуникация и семейная терапия по Сатир

Экспериментальная семейная терапия

Миланская семейная терапия

Конструктивистская, или нарративная, семейная терапия

Семейная терапия, сфокусированная на решениях

Стратегическая семейная терапия

Структурная семейная терапия

Поведенческая и когнитивно- поведенческая семейная терапия

Психодинамическая семейная терапия и объектные отношения

Каузация и обвинения в семейной терапии

Помогает ли семейная терапия?

Пример семейной терапии

Терапия в работе с парами

Отдельные разновидности парной терапии

Поведенческая парная терапия (ППТ)

Когнитивно-поведенческая парная терапия (КППТ)

Эмоционально-сфокусированная парна терапия (ЭФПТ)

Помогает ли парная терапия?

Какая разновидность парной терапии помогает лучше всего?

Профилактические программы при работе с парами: равна ли унция профилактики фунту лечения?

Примеры парной терапии

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 14. Профилактика: главная цель всех вмешательств

Профилактика и клиническая деятельность — естественное сочетание

Зачем нужна профилактика?

Историческая роль профилактики в охране психического здоровья

Коммунитарная психология

Подходы к профилактике и связанные с ними вопросы

Классификация

профилактических программ

Интеграция профилактики и терапии

Риск и защитные факторы — две грани профилактики

Факторы риска

Защитные факторы

Взаимодействие факторов риска и защитных факторов

Помогают ли профилактические программы?

Примеры универсальных профилактических программ

Примеры селективных профилактических вмешательств

Будущее профилактических вмешательств, исследований и практики

Комментарии

Резюме

Рекомендуемая литература и источники

Глава 15. Работа с крупными системами: организации, общины и социальные вопросы

Организации

Психолог в руководящем звене

Организации, ведающие охраной психического здоровья

Профессиональная защита и аккредитация организаций

Организационное консультирование

Община

Что такое община?

Коммунитарные (общинные) субсистемы

Необходимость сплочения субсистем

Культурная компетенция

Деятельность коммунитарных психологов.

Усовершенствование социальных систем. Построение компетенции и наделение полномочиями

Социальные вопросы и политика

Научение из примера других штатов и государств

Комментарии

Резюме

Рекомендуемая литература и источники..

Эпилог

Комментарии (0):
avatar
Сайт управляется системой uCoz