Обсессивно-компульсивное расстройство. Часть 3.
27.05.2010 / Категория: Расстройства / Просмотры: 1529 / Добавил: bratella

Обсессивно-компульсивное расстройство



У человека, страдающего этим расстройством, возникают повторяющиеся нежелательные мысли и / или oн вынужден производить повторяющиеся и устойчивые действия либо мыслительные акты.

   Ежегодно около 2% населения Соединенных Штатов страдают от обсессивно-компульсивного
расстройства (АРА, 1994; Regieret al., 1993). Оно одинаково распространено среди мужчин и женщин и обычно начинается в подростковом возрасте (Douglass et al., 1995; АРА, 1994). Как и в случае с Джорджией, это расстройство обычно продолжается многие годы, симптомы и их тяжесть могут различаться ( Flament et al., 1991). Многие люди

с этим расстройством страдают также и депрессией, а у некоторых бывает

расстройство пищеварения (Crino & Andrews, 1996; АРА, 1994).



Навязчивые идеи (обсессии).



   Навязчивые идеи — это не то же самое, что чрезмерное беспокойство о

действительных проблемах. Это мысли, которые ощущаются людьми как навязчивые

и инородные. Попытки игнорировать их или сопротивляться им могут повлечь за

собой еще большую тревогу, и когда они возвращаются, то могут стать более

сильными, чем ранее. Как и Джорджия, люди с навязчивыми идеями обычно

осознают, что их мысли являются чрезмерными и нецелесообразными. «Наши

мысли... могут ад превратить в рай, а рай — в ад». — Дж. Мильтон, «Потерянный

рай».


 



   Навязчивые мысли часто принимают форму навязчивых желаний (например,

повторяющееся желание смерти супруга), импульсов (повторяющиеся побуждения

громко выругаться на рабочем месте или в церкви), образов (появляющиеся перед

глазами картинки запретных сексуальных сцен), идей (убеждения, что повсюду

находятся микробы) или сомнений (беспокойство человека о том, что он принял

или примет неверное решение).



Вот данное терапевтом описание двадцатилетнего студента колледжа с

навязчивыми сомнениями.Теперь он каждую ночь проводит несколько часов, «перефразируя» события дня, особенно беседы с друзьями и преподавателями, бесконечно «делая поправки» и обо всем сожалея. Он сравнивает этот процесс с многократным просмотром видеозаписи событий, во время которого постоянно спрашивает себя, правильно

ли он поступил, и пытаясь убедить себя, что старался, как только мог, или говорил именно то, что было нужно. Чаще всего он делает это, сев за стол заниматься, и обычное дело для него — посмотреть после долгих размышлений на часы и обнаружить, что прошло уже два или три чaca. (Spitzer et al., 1981, p.20-21)



   В мыслях людей, страдающих обсессиями, присутствуют определенные основные

темы (АРА, 1994). Наиболее часто встречающиеся темы — грязь и заражение.

Другими распространенными темами являются темы насилия и агрессии,

аккуратности, религии и сексуальности.


 



Навязчивые действия (компульсии).



   Хотя навязчивые действия формально находятся под сознательным контролем,

люди, ощущающие потребность совершать их, на самом деле не имеют особого

выбора. Они верят, что если не осуществят эти действия, то произойдет нечто

ужасное. В то же время большая часть этих людей осознает, что их поведение

нерационально ( Foa & Kozak, 1995).


 



   После выполнения навязчивого действия они обычно на некоторое время чувствуют

облегчение. Некоторые люди превращают это действие в детализированный и

зачастую тщательно продуманный компульсивный ритуал. Они должны совершать

ритуал каждый раз одним и тем же способом, подчиняясь определенным правилам.



   Как и навязчивые мысли, навязчивые действия могут принимать различные формы (

Ball, Baer & Otto, 1996). Очень распространены навязчивые действия,

связанные с очищением (Tallis, 1996). Как и Джорджия, люди с подобным

расстройством чувствуют, что они должны постоянно чистить себя, свою одежду,

свой дом. Уборка и чистка может следовать ритуальным правилам и повторяться

десятки и даже сотни раз на дню.


 



   Люди, страдающие навязчивыми действиями, связанными с проверкой, проверяют

одни и те же вещи снова и снова, например, дверной замок, газовый кран,

пепельницу, важные бумаги. Другим распространенным видом навязчивых действий

страдают люди, постоянно ищущие порядок или пропорциональность в своих

действиях и в том, что окружает их. Они могут раскладывать объекты (например,

одежду, книги, продукты) в точном порядке согласно строгим правилам.



   Компульсивные ритуалы — детализированная, зачастую тщательно продуманная

последовательность действий, которую, как чувствует человек, он вынужден

совершать, всегда одним и тем же образом.



   Навязчивые очищающие действия — часто встречающиеся навязчивые действия,

осуществляемые людьми, которые чувствуют потребность постоянно очищать себя,

свою одежду, свой дом.



   Навязчивые проверочные действия — навязчивые действия, осуществляемые людьми,

которые чувствуют потребность проверять одни и те же вещи снова и снова.





   Тринадцатилетний Тед был направлен на обследование в психиатрическое отделение больницы «Мидвестерн» в связи с «бессмысленными ритуалами и вниманием к мелочам». Он мог провести три часа, располагая рулон туалетной бумаги строго по центру держателя или поправляя постель и другие предметы в своей комнате. Он по нескольку раз перекладывал книги или завязывал шнурки на ботинках, пока не убеждался, что они лежат «ровно».



   Будучи обычно мирным, он ругался с членами своей семьи, когда те пытались зайти к нему в комнату, из-за страха, что они передвинут или сломают его вещи. Находясь в школе, Тед беспокоился, что люди могут нарушить порядок в его комнате. Иногда его насильно приходилось отрывать от рутинного занятия, чтобы мальчик мог хотя бы поесть. В прошлом году он спрятал предметы своего гардероба по всему дому потому что те не желали лежать ровно в его ящиках. Более того, Тед часто повторял себе: «Вот отлично; ты молодец». (Spitzer etal., 1983, р. 15)



   Другими распространенными навязчивыми действиями являются дотрагивание

(повторяющиеся прикосновения или избегание прикосновения к определенным

вещам), вербальные ритуалы (повторение выражений или напевание мотивов) или счет (повторяющийся подсчет предметов, встречающихся в течение дня).



Навязчивые идеи и навязчивые действия.



   Хотя некоторые люди, страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, имеют только навязчивые идеи или навязчивые действия, большинство из них страдает и от

того и от другого. Фактически навязчивые действия часто являются ответом на

навязчивые идеи (Pato & Pato, 1997). Одно исследование показало, что в большинстве случаев навязчивые действия являются как бы уступкой навязчивым сомнениям, идеям или побуждениям (Akhtar et al., 1975).



   Женщина, которая постоянно сомневается в том, что ее дом находится в безопасности,

может уступать этим навязчивым сомнениям, часто проверяя замки и газовые

краны. Мужчина с навязчивым страхом заражения может делать уступку этому

страху, осуществляя ритуалы очищения. В некоторых случаях кажется, что

навязчивые действия помогают контролировать навязчивые идеи.



   Ниже приведено описание девочкой-подростком своих попыток контролировать

навязчивые страхи заражения путем исполнения счетных и вербальных ритуалов:



Пациентка: Как только я слышала что-то, связанное с микробами или болезнью, я

начинала плохо себя чувствовать и я должна была проделать кое-что мысленно,

чтобы все снова стало хорошо.



Интервьюер: Что именно ты должна была проделать?



Пациентка: Говорить про себя числа или слова, которые как бы являются защитой.



Интервьюер: Какие числа и слова?



Пациентка: Тройка и по порядку числа, делящиеся на три, слова «вода и мыло» или что-то вроде того; а затем чисел, делящихся на три, стало очень много, я должна была считать до 124 и больше. Тогда стало совсем плохо. (Spitzer et al., 1981, р. 137)



   Многие люди с обсессивно-компульсивным
расстройством беспокоятся о том, что могут претворить в жизнь свои навязчивые идеи. Мужчина с навязчивыми образами ранения близких может бояться, что близок к совершению убийства; или же женщина с навязчивым желанием выругаться в церкви может беспокоиться о том, что однажды поддастся этому желанию и попадет в глупое положение.



   Эти волнения по большей части необоснованны. Хотя многие навязчивые идеи

ведут к навязчивым действиям — в частности, очищающим и проверочным

навязчивым действиям, — они, как правило, не приводят к насильственным или

аморальным поступкам.


 



Попытки решения и устойчивое существование обсессивно-компульсивного расстройства в стратегической перспективе



   При данном типе фобического расстройства пациент, сталкиваясь со страхом,

которым ему не удается управлять или которого он стремится избежать, начинает

выполнять некоторые ритуалы, которые, по его мнению, способны побороть его

неуправляемый страх. (Ритуалы могут быть самыми разными, от простого

повторения какого-либо действия до сложнейших последовательностей действий:

обеззараживающее мытье или стирка, повторяемые до бесконечности формулы и

молитвы, необычные формы поведения и т.д.).



   Выполнение защищающего от возможных грядущих событий ритуала дает субъекту

одномоментную иллюзию контроля над страхом, но именно в силу этого своего

эффекта вынуждает его к обсессивному повторению ритуала все чаще и чаще. Во

многих прослеженных нами случаях повседневная жизнь становилась

последовательностью ритуалов.


 



    В случае данной патологии представляется еще более очевидным, каким образом

предпринятая попытка решения проблемы сама становится проблемой. И действительно, при обсессивно-компульсивном
расстройстве, когда возникает и структурируется взаимодействие между устойчивым существованием проблемы и предпринятыми попытками ее решения, именно освобождение от рабской зависимости вынужденного выполнения ритуалов воспринимается как первая, не терпящая отлагательства необходимость.



   В этом случае предпринятая попытка решения, или же симптоматическое нефункциональное гомеостатическое равновесие, представляется способом побороть страх посредством выполнения защищаюших ритуалов, которые, в результате их обсессивного повторения, в конце концов сами становятся превалирующей патологией.


 



   Тем не менее, ритуалы выполняют важную для субъекта функцию защиты от страха, который, именно в силу этой защитной функции, возрастает и вынуждает субъекта

к учащению ритуалов. Замкнутый круг дисфункциональных взаимодействий между

субъектом и окружающей действительностью представляется в виде самотворящей

системы, которая, будучи однажды приведена в действие, питает саму себя и

парадоксальным образом поддерживает собственное существование благодаря

усилиям, направленным на изменение ситуации.


 



   Перцептивно-реактивная система субъекта, страдающего обсессивно-компульсивным расстройством, в отличие от рассмотренных выше типологий, основывается на попытке бороться со страхом, стараясь победить его посредством предпринятой попытки решения в виде защищающих или предупреждающих ритуалов.

 



   Подобная «ритуальная битва» между предпринятыми попытками решения и

устойчивым существованием являет собой, как и в предыдущих случаях, в одно и

то же время гомеостаз и энтропию равновесия перцептивно-реактивной системы обсессивно-компульсивного
типа.



Стратегическое вмешательство фокусирует свое внимание на разрушении подобной

системы повторяющихся взаимодействий, парадоксальным образом опрокидывая ее.

Комментарии (0):
avatar